Геометрия
Геометрия — аннотация к
рабочим программам (базовый уровень)
Программы разработаны
на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, Программы Геометрия. Сборник рабочих
программ. 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни: учебное пособие для
учителей общеобразовательных. организаций / сост. Т. А. Бурмистрова. — М.:
Просвещение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Л.С.Атанасян, В. Ф. Бутусов,.
Геометрия (базовый) 10-11 класс. М. Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
·
11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
·
формирование представлений о математике
как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об
идеях и методах математики;
·
развитие логического мышления,
пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления
на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей
специальности, в будущей профессиональной деятельности;
·
овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих
углубленной математической подготовки;
·
воспитание средствами математики культуры
личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры:
знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей,
понимания значимости математики для общественного прогресса.
ЗАДАЧИ:
·
закрепить сведения о векторах и действиях
с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
·
сформировать умение учащихся применять
векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и
плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;
·
дать учащимся систематические сведения об
основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре;
·
ввести понятие объема тела и вывести
формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел.
Программы обеспечивают
достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
·
Критичность мышления, умение распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
·
Представление о математической науке как о
сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития
цивилизации.
·
Креативность мышления, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач.
·
Умение контролировать процесс и результат
учебной математической деятельности;
способность
к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Умение видеть математическую задачу в
контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
·
Умение находить в различных источниках
информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации.
·
Умение понимать и использовать
математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации.
·
Умение выдвигать гипотезы при решении
учебных задач и понимать необходимость их проверки.
·
Умение применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
·
Понимание сущности алгоритмических
предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
·
Умение самостоятельно ставить цели,
выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
·
Умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
·
Первоначальные представления об идеях и о
методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Пользоваться геометрическим языком для
описания предметов окружающего мира;
распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять
преобразования фигур.
·
Распознавать на чертежах, моделях и в
окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их.
·
В простейших случаях строить сечения и
развертки пространственных тел;
проводить
операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между
векторами.
·
Вычислять значения геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180°
определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;
находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить
стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.
·
Решать геометрические задачи, опираясь на
изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии.
·
Проводить доказательные рассуждения при
решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования.
·
Решать простейшие планиметрические задачи
в пространстве.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
описания реальных ситуаций на языке
геометрии;
·
расчетов, включающих простейшие
тригонометрические формулы;
·
решения геометрических задач с
использованием тригонометрии;
·
решения практических задач, связанных с
нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические
средства);
·
построений с помощью геометрических
инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения
геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·
значение математической науки для решения
задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность
применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений
в природе и обществе;
·
значение практики и вопросов, возникающих
в самой математике для формирования и развития математической науки; историю
развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и
развития геометрии;
·
универсальный характер законов логики
математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой
деятельности;
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
·
распознавать на чертежах и моделях
пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями,
изображениями;
·
описывать взаимное расположение прямых и
плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
·
анализировать в простейших случаях
взаимное расположение объектов в пространстве;
·
изображать основные многогранники и
круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
·
строить простейшие сечения куба, призмы,
пирамиды;
·
решать планиметрические и простейшие
стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов,
площадей, объемов);
·
использовать при решении стереометрических
задач планиметрические факты и методы;
·
проводить доказательные рассуждения в ходе
решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
·
Введение. Аксиомы стереометрии и их
следствия – 5 ч
·
Параллельность прямых и плоскостей – 20 ч
·
Перпендикулярность прямых и плоскостей –
20 ч
·
Многогранники – 13 ч
·
Векторы в пространстве — 7 ч
·
Заключительное повторение курса геометрии
10 класса – 3 ч
11 класс
·
Метод координат в пространстве – 15
ч
·
Цилиндр, конус, шар – 17 ч
·
Объемы тел – 23 ч
·
Заключительное повторение при подготовке к
итоговой аттестации – 13 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
·
Виды контроля: фронтальный опрос,
индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам,
самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант, тестовая
работа.
·
Промежуточная аттестация проводится в
форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
·
Итоговая аттестация предусмотрена в виде
итоговой контрольной работы. Итогом выявления результатов знаний по изученной
теме являются – контрольные работы, которые составляется с учетом обязательных
результатов обучения.
·
Промежуточный контроль может
осуществляться в виде самостоятельных работ, проверочных работ, практических
работ, зачётов, тестов, математических диктантов, взаимопроверок.
·
Итоговый контроль осуществляется в виде
контрольных работ.