Технология
Технология — аннотация к рабочим программам УМК «Школа
России»
Программы разработаны на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования,
программы Технология. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4
классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева,
Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
·
1 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 1 класс. Учебник. М.: Просвещение
·
2 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 2 класс. Учебник. М.: Просвещение
·
3 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 3 класс. Учебник. М.: Просвещение
·
4 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
1 класс — 1 час в неделю, 33ч.
·
2 класс — 1 час в неделю, 34 ч.
·
3 класс — 1 час в неделю, 34 ч.
·
4 класс — 1 час в неделю, 34 ч.
ЦЕЛИ:
·
развитие социально значимых личностных
качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность,
инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
·
приобретения первоначального опыта
практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе
формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и
проектной деятельности,
·
расширение и обогащение личного
жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности
человека.
ЗАДАЧИ:
·
стимулирование и развитие
любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции
своего региона, России и других государств;
·
формирование целостной картины мира материальной
и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей
деятельности человека;
·
формирование мотивации успеха и
достижений, творческой самореализации на основе организации
предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
·
формирование первоначальных
конструкторско-технологических знаний и умений;
·
развитие знаково-символического и
пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения;
творческого мышления;
·
развитие регулятивной структуры
деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование,
контроль, коррекцию и оценку;
·
формирование внутреннего плана
деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных
действий;
·
развитие коммуникативной компетентности
младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
·
ознакомление с миром профессий, их
социальным значением, историей возникновения и развития;
·
овладение первоначальными умениями
передачи, поиска, преобразования, хранения информации,
использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
Программы обеспечивают достижение
выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
воспитание и развитие социально и
личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных
установок;
·
внимательное и доброжелательное
отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность
прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность, общительность, самостоятельность, самоуважение,
ответственность,
·
уважительное отношение к культуре всех
народов, толерантность, трудолюбие, уважительное
отношение к своему и чужому труду и
его результатам, самооценка, учебная и социальная
мотивация.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Метапредметными результатами изучения
технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности,
применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему,
составить план действий и применять его для решения практической задачи,
осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе
практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических
операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления
аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное),
развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки
сотрудничества).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Предметными результатами изучения
технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и
важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных
представлений о материальной культуре как продукте предметно
преобраующей деятельности человека; приобретение навыков
самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки
материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых
знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных
задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для
выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских
задач.
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
·
Природная мастерская — 11 ч.
·
Пластилиновая мастерская — 4 ч.
·
Бумажная мастерская -10 ч.
·
Как говорит искусство — 7 ч.
·
Текстильная мастерская — 1 ч.
2 класс
·
Художественная мастерская — 9 ч.
·
Чертёжная мастерская — 7 ч.
·
Конструкторская мастерская — 9 ч.
·
Рукодельная мастерская — 9 ч.
3 класс
·
Информационная мастерская — 3 ч.
·
Мастерская скульптора — 3 ч.
·
Мастерская рукодельницы — 10 ч.
·
Мастерская инженеров-конструкторов,
строителей, декораторов — 13 ч.
·
Мастерская кукольника -5 ч.
4 класс
·
Информационная мастерская — 4 ч.
·
Проект «Дружный класс» — 3ч.
·
Студия «Реклама» —3 ч.
·
Студия «Декор интерьера» — 5 ч.
·
Новогодняя студия — 3 ч.
·
Студия «Мода» — 7 ч.
·
Студия «Подарки» — 4 ч.
·
Студия «Игрушки» — 5 ч.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
·
Оценка знаний и умений обучающихся
проводится в форме итоговой контрольной работы.
Контроль
за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической
работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
·
Особое внимание уделяется вопросу
контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на
уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру.
Она включает творческую мыслительную работу и практическую
часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих
часто не совпадает, и поэтому зачастую не может
быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка
в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и
оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания,
размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные
знания и умения, а также универсальные учебные
действия.
·
Результаты практического труда
могут быть оценены по следующим критериям:
качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и
работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных
действий является степень самостоятельности, характер деятельности
(репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются
в словесной одобрительной форме.
·
Требования к проверке успеваемости:
Оценка
результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса
·
«Технология» носит сквозной
(накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических
проверок.
·
Текущая оценка деятельности осуществляется
в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения
работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по
уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно
или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются
составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке
материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
·
Особое внимание уделяется работам, для
изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения
владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми
для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель
дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная
и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические
ориентации).
·
Критерии оценки качественных результатов
выполнения заданий:
-
полнота и правильность ответа,
-
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным
характеристикам,
-
аккуратность сборки деталей,
-
общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение,
-
внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления
изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
·
В заданиях проектного характера внимание
обращается на:
-
умение принять поставленную задачу,
-
умение искать и отбирать необходимую информацию,
-
умение находить решение возникающих (или специально заданных)
конструкторско-технологических проблем,
-
умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
-
умение оформлять сообщение,
-
активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
-
умение выполнять свою роль в группе,
-
умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
-
умение защищать проект.
·
Итоговая оценка по технологии проводится в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик
в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные
результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий,
краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных
заданиях, грамоты, благодарности.
·
Формами подведения итогов реализации
программы являются также тематические выставки. В конце третьего года обучения
оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных
как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
·
Важно, чтобы совокупность работ
третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний,
достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.