Математика
Математика — аннотация к
рабочим программам УМК «Школа России»
Программы разработаны
на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, программы «Математика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учебное пособие для
общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В.
Степанова и др. — 2-е изд. переработанное. — М.: Просвещение, 2016.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
·
1 класс Моро М. И., Волкова С. И.,
Степанова С. В. Математика. 1 класс. М.: Просвещение
·
2 класс Моро М. И., Волкова С. И.,
Степанова С. В. Математика. 2 класс. М.: Просвещение
·
3 класс Моро М. И., Волкова С. И.,
Степанова С. В. Математика. 3 класс. М.: Просвещение
·
4 класс Моро М. И., Волкова С. И.,
Степанова С. В. Математика 4 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год.
·
2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в
год.
·
3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в
год.
·
4 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
ЦЕЛИ:
·
математическое развитие младших
школьников;
·
формирование системы начальных математических
знаний;
·
воспитание интереса к математике, к
умственной деятельности.
ЗАДАЧИ:
·
формирование элементов самостоятельной
интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими
методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
·
развитие основ логического,
знаково-символического и алгоритмического мышления;
·
развитие пространственного воображения;
·
развитие математической речи;
·
формирование системы начальных
математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и
практических задач;
·
формирование умения вести поиск информации
и работать с ней;
·
формирование первоначальных представлений
о компьютерной грамотности;
·
развитие познавательных
способностей;
·
воспитание стремления к расширению
математических знаний;
·
формирование критичности мышления;
·
развитие умений аргументировано
обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения
других.
Программы обеспечивают достижение
выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Осознание роли своей страны в мировом
развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение
к окружающему миру.
·
Чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России.
·
Целостное
восприятие окружающего мира.
·
Развитая мотивация учебной деятельности и
личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении
знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
·
Рефлексивная самооценка, умение
анализировать свои действия и управлять ими.
·
Навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
·
Установка на здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, к работе на результат.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Способность принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
·
Овладение способами выполнения
заданий творческого и поискового характера.
·
Умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
·
Способность использовать знаково-символические
средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
·
Использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
·
Использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением.
·
Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
·
Готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
·
Определение общей цели и путей её
достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
·
Овладение начальными сведениями о сущности
и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».
·
Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
·
Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Использование приобретённых
математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
·
Овладение основами логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи,
основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и
выполнения алгоритмов.
·
Приобретение начального опыта применения
математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач.
·
Умения выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые
задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные.
·
Приобретение первоначальных навыков
работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить
информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
·
Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и временные представления – 8ч
·
Числа от 1 до 10. Нумерация
— 28ч
·
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание –
56ч
·
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание
– 21ч
·
Итоговое повторение -21 ч
2 класс
·
Числа от 1 до 100. Нумерация – 16ч.
·
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 –
74ч.
·
Умножение и деление чисел от 1 до 100 –
25ч.
·
Табличное умножение и деление – 13ч.
·
Повторение – 8ч.
3 класс
·
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
– 8 ч.
·
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и
деление – 56ч.
·
Числа от 1 до 100. Внетабличное
умножение и деление — 28ч.
·
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 12 ч.
·
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
– 11 ч.
·
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
– 14 ч.
·
Итоговое повторение – 7 ч.
4 класс
·
Раздел 1. «Числа от 1 до 1000.
Повторение» — 12 ч.
·
Раздел 2. «Числа, которые больше 1000»
·
Нумерация – 11ч
·
Величины — 13 ч
·
Сложение и вычитание – 10ч.
·
Умножение и деление – 77 ч.
·
Итоговое повторение – 13 ч.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
·
Объектом оценки предметных результатов
служит способность второклассников решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально
достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как
исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный
учебный успех ребёнка.
·
Оценка индивидуальных образовательных
достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного
уровня и его превышение.
·
Оценка достижения предметных результатов
ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается
контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным
содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие
успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий и результатов обучения.
·
Виды контроля: входной, текущий
контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
·
Формы контроля: устный (фронтальный
опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная
работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа).
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов
освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности
младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе
контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
·
Система оценки достижения планируемых
результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к
оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит
способность решать учебно — познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
·
В соответствии с требованиями Стандарта,
составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких
уровней формируемых учебных действий.
·
Текущий контроль по математике
осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего
контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы
или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из
нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя
проверка только одного определенного умения.
·
Тематический контроль по математике
проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые
вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др.
Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев
сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности
учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит
около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На
выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
·
Основанием для выставления итоговой
оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой
учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых
стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее
значение.
·
В конце года проводится итоговая комплексная
проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка
предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во
втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные
задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и
информационных умений.