Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся разработано в соответствии с п.11 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации концепции профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений учащихся. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определѐнный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Портфель достижений каждого ученика, выступает как один из инструментов упорядочивания сложившейся практики конкурсного набора в профильные классы и школы. Наполнение портфолио воспитывает у ученика умение отслеживать и гордиться своими достижениями, не стесняясь предъявлять их и использовать в конкурсной среде. 1.2. Цели портфолио: -поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; -поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; -формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; -содействовать индивидуализации образования обучающихся; -закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; -обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретѐнные знания и умения; -формировать отчѐт об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. Оценка тех или иных достижений входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определѐнный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Портфолио оформляется только по желанию ученика и имеет значение в конкурсной среде, например, в условиях конкурсного набора в учебное заведение, востребованное населением. 2. Структура портфолио 2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов: 1) Раздел «Мой портрет» включает в себя: - личные данные обучающихся; - автобиография; - результаты психологической диагностики; - информация, помогающая проанализировать особенности характера, способностей, способов саморазвития, самосовершенствования, самопознания; - результаты проведѐнного обучающимися самоанализа; - описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; - результаты проведѐнной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающихся; - другие сведения, раскрывающие способности учащихся. 2) Раздел «Портфолио документов» - портфель документированных (сертифицированных) индивидуальных образовательных достижений включает в себя: - предметные олимпиады различных уровней; - мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.; - образовательные тестирования и курсы по предметам; - школьные и межшкольные научные общества; - конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образования. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. 3) Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практики, спортивных и художественных достижений и другое. Этот раздел включает в себя: - исследовательские работы и рефераты, указываются изученные материалы, названия реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.; - проектные работы, указывается тема проекта, дается описание работы. Возможны приложения в виде фотографий, текст работы в печатном или электронном варианте; - техническое творчество: модели, макеты, приборы; указываются конкретные работы, дается ее краткое описание; - работы по искусству, дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; - другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре; указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах; - элективные курсы и факультативы; указывается название курса, его продолжительность, формы, в которой проходили занятия; - различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность; - занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах; указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты; - участие в конкурсах и олимпиадах, указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат; - участие в научных конференциях, учебных семинарах, лагерях; указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся; - спортивные достижения; указываются сведения об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда; - иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащегося. 4) Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и еѐ результатов. Этот раздел включает в себя: - заключение о качестве выполненной работы в НОУ; - рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации; - отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования; - резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; - эссе учащегося, посвящѐнное выбору направления дальнейшего обучения; - рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; - иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности. 2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. 2.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. 3.Оформление портфолио 3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в п.2. настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления. 3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. 3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: - систематичность и регулярность ведения портфолио; - достоверность сведений, представленных в портфолио; - аккуратность и эстетичность оформления; - разборчивость при ведении записей; -целостность и эстетическая завершѐнность представленных материалов; - наглядность. 3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение учебного года. 3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление оценки (рейтинга) личных достижений учеников школы в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов. 3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора школы (в состав экспертной группы входит классный руководитель). Обчающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио. 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы. 4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 1) обучающийся ведѐт работу по формированию и заполнению портфолио; 2) директор школы разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создаѐт условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы; 3) заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающегося; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе; 4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; 5) заместитель директора по воспитательной работе осуществляет методическую помощь и контроль за деятельностью классных руководителей по реализации технологии портфолио в школе; 6) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; представляют места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные работы; 7) годичная команда организует процесс ведения предпрофильного обучения, осуществляет контроль за результатами обучения, организует информационные и итоговые мероприятия. 5. Ранжирование результатов, помещѐнных в портфолио 5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях: - федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призѐр – 8 баллов; участник – 3 балла; - региональный уровень: победитель – 6 баллов; призѐр – 5 баллов; участник – 2 балла; - муниципальный уровень: победитель – 4 балла; призѐр – 3 балла; участник – 1 балл; - школьный уровень: победитель, призѐр – 2 балла. 5.2. Ранжирование результатов в системе дополнительного образования, прохождения независимых тестирований, сертификационных экзаменов осуществляется следующим образом: - сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций – 2 балла за каждый сертификат; -удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической) – 2 балла за каждое удостоверение и сертификат. 5.3. Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» осуществляется в хронологическом порядке. 6. Учѐт результатов портфолио 6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио ) учитывается: - при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, в профильные классы; - в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся; - при подведении итогов конкурса «Лучший ученик года»; - при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников; - при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию; - при проведении внутришкольного контроля. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)