Реализация учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокаринская средняя общеобразовательная школа им. Г.Г. Гаджиева» на 2021-2022 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокаринская средняя общеобразовательная школа им. Г.Г. Гаджиева» на 2021-2022 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учётом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. 1. Общие положения Учебный план МКОУ «Новокаринская СОШ им. Г. Г. Гаджиева» Бабаюртовского района РД, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования сформирован в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312(далее ФБУП-2004); - Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее - ФКГОС) (для X-XI классов); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; 2 - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10); - Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». -Инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год». № 1 2 3 4 5 Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Разработаны образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и Показатели на начало года Классы Итого 1-4 5-9 10-11 Число классов на 01.09.2021г 8 9 2 19 Количество учащихся в данных классах 118 131 21 270 на 01.09.2021г. Общее число часов в неделю по 244 345 78 667 тарификации В том числе: Число часов по учебному плану 198 312 74 584 Число дополнительных часов, в 6 15 0 21 результате деления на группы: Иностранного языка 0 3 0 3 родного языка 6 12 0 18 с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004. Продолжительность учебного года: Начало учебного года - 01.09.2021 г. Окончание учебного года - 31.05.2022 г. Количество учебных недель в учебном году: в 1-х классах - 33 недели во 2-4-х классах - не менее 34 недель в 5-11-х классах - не менее 34 недель. Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в 3-й четверти с 10.02.2021 г. по 17.02.2021 г. (7 дней). Объем домашний заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый; в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Цели и задачи образовательного учреждения Учебный план школы и используемые программы позволяют обеспечить содержание образования, соответствующие специфике школы и её уровню, т.е. овладения системы знаний, умений и навыков, обеспечивающий высокий уровень учебных достижений при формировании общей грамотности во всех изучаемых образовательных областях, а также не допускает перегрузки у учащихся. Учебный план школы определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое освоению федерального компонента, национально - регионального компонента и компонента образовательного учреждения по классам и учебным предметам. Основные цели: 1. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 2. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье. 3. Ведение работы по научно-методическому и нормативно-правовому обеспечению ведения ФГОС ООО, планирование методической работы, обеспечивающей сопровождение ФГОС. 4. Особое внимание уделить оптимизации процесса развития личности ребёнка в условиях не только учебной, но и внеурочной деятельности. 5. Проводить систему работы по предупреждению неуспеваемости обучающихся 4 через индивидуализацию и дифференциацию обучения. 6. Проводить работу по формированию преемственных связей между начальной школой и средним звеном. 7. В связи с введением системы внешнего контроля образовательных достижений обучающихся, включить в систему внутришкольного контроля ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе тестирования недостатков. Проводить системную диагностику выполнения требований к уровню подготовки обучающихся, обозначенных в программах. Спланировать работу ШМО учителей школы по результатам мониторинга. ЗАДАЧИ: 1. Проявить профессионализм в осуществлении образовательного процесса в школе в условиях реализации ФГОС. 2. Шире внедрять компьютерные технологии в учебно-воспитательный процесс. 3. Провести работу по выявлению одарённых учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся. 4. Развивать ключевые компетентности обучающихся через различные формы организации внеурочной деятельности. 5. Формировать творчески работающий коллектив учителей школы. 6. Проводить работу по преемственности обучения между начальным и средним звеном. Ожидаемый результат (5-9 классы) Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами. Выход на начальный уровень функциональной грамотности, предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы. Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению. Достижение уровня готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного ОУ; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей, подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего профильного образования. Достижение такого уровня образованности в предметных областях знания, который позволит учащимся успешно продолжить обучение в других учебных заведениях. Овладение учащимися мета предметными знаниями и умениями, необходимыми для творческой и поисковой деятельности. Сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации. Особенности и специфика образовательного учреждения Образовательное учреждение осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования. Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации: дополнительных общеобразовательных программ; программ профессионального обучения. Реализуемые основные общеобразовательные программы Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ. Школа реализует следующие общеобразовательные программы: Основные общеобразовательные программы: начального общего образования (1-4 классы); основного общего образования (5-9 классы). среднего общего образования (10-11 классы). В классах с русским языком обучения для изучения родного языка созданы группы на национальных языках: даргинском и кумыкском языках, в каждой из которых не менее 5 учащихся одной национальности. Часы внеурочной деятельности реализуются в рамках учебной недели на протяжении всего учебного года. 2. Начальное общее образование. Основная образовательная программа начального общего образования включает один учебный план. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определены. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: - на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; - на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования. В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Дополнительно: 6 План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Разработан и утвержден план внеурочной деятельности. Учебный план (недельный) начального общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке) (6-дневная неделя) МКОУ «Новокаринская СОШ им. Г. Г. Гаджиева» на 2021-2022 учебный год Предметные области Учебные предметы Классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и литературное Литературное чтение чтение Родной язык Родной язык и Литературное литературное чтение на чтение на родном русском родном языке языке Иностранный Английский язык язык Математика и Математика информатика Обществозна ние и Окружающий естествознан мир ие Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской светской этики этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Количество часов в неделю/год Всего I II III IV 4/132 4/136 4/136 4/136 12/540 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 * 1/34 1/34 1/34 3/102 * 1/34 1/34 1/34 3/102 – 2/68 2/68 2/68 6/204 4/132 3/102 3/102 3/102 13/438 2/66 1/34 1/34 1/34 5/168 – – – 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 21/71 22/74 83/2803 Итого 4 8 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 19/627 21/714 2/66 5/170 5/170 4/136 16/542 Русский язык 1/33 1/34 1/34 - 3/101 Литературное чтение 1/33 1/34 1/34 4/135 - 1/34 1/34 1/34 1/34 Математика 3/102 Родной язык - 1/34 1/34 1/34 3/102 Литературное чтение на родном - 1/34 1/34 1/34 - 26 26 26 Окружающий мир - Максимально допустимая нагрузка 21 3/102 99 Часть формируемая участниками образовательных отношений В 1 классе выделено 2 часа из них -1час на русский язык, 1 час на литературное чтение. Во 2 классе 5 часов, из них- 1 час на русский язык, 1час на литературное чтение, 1 час на родной язык, 1 час на математику, 1 час на Окружающий мир. В 3 классе выделено 5 часов, из них- 1час на русский язык, 1 час на литературное чтение, 1 час на родной язык, 1 час на математику, 1 час на Окружающий мир. В 4 классе выделено 4 часа, из них- 1 час на литературное чтение, 1 час на родной язык, 1 час на математику, 1 час на Окружающий мир. Внеурочная деятельность в 1-4 классах выделено по 2 часа Из них по 1 часу в 1-4 классе на шахматы, по 1 часу на кружок по психологии «Учить учиться». Распределение часов внеурочной деятельности: № Наименование 1 «Учить учиться» 2 Шахматы Итого: 1а 1 1б 2а 1 1 2б 1 3а 1 3б 1 4а 1 4б 1 Итого: 8 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 8 16 1 2 4. Основное общее образование Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 8 Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования): - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; - другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах используются часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю. Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Не допускается замена учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика». В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ). Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Так как предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России». В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного плана также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при изучении учебных предметов других предметных областей. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции образовательной организации. Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной образовательной программы основного общего образования должен быть укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой. Дополнительно: План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. Разработан и утверждён план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Учебный план основного общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке) МКОУ «Новокаринская СОШ им. Г. Г. Гаджиева» на 2021-2022 учебный год 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Обязательная часть Русский Русский язык язык и литература Литература Родной язык Родной язык Количество часов в неделю/год Всего 5 класс Учебные Предметные предметы области Классы 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 10 и родная Родная 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 литература литература Иностранные 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 Английский язык 10/340 языки Математика 5/170 5/170 10/340 Математика 2/68 2/68 2/68 Алгебра 6/204 и 2/68 2/68 2/68 Геометрия 6/204 информатика Информатика 1/34 1/34 1/34 3/102 История России. 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 Общественно Всеобщая 10/340 -научные история предметы Обществознание 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 География 1/34 1/34 2/68 2/68 1,5/51 7,5/255 1/34 2/68 2/68 5/170 Естественно- Физика Химия 2/68 2/68 4/136 научные предметы Биология 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 8/272 Музыка 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Искусство Изобразительное 1/34 1/34 1/34 3/102 искусство Технология Технология 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Физическая 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 15/510 культура Физическая Основы культура и безопасности ОБЖ 1/34 1/34 2/68 жизнедеятельност и 22/ 23/ 26/ 29/ 26,5/ 126,5/ Итого 748 782 884 986 901 4301 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3/102 4/136 3/102 2/68 1/34 13/442 Русский язык Русский язык и литература Литература 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 8/272 Родной язык Английский язык Обществознание Биология Математика и Алгебра информатика Естественнонаучные Физика предметы География Общественно (География Дагестана) -научные предметы История России (История 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - 1/34 1/34 - 1/34 1/34 - 1/34 1/34 - 1/34 1/34 2/34 5/170 5/170 1/34 1/34 4/136 - - 1/34 - 1/34 2/68 - - - - 0,5/17 0,5/17 - - - 0,5/17 0,5/17 1/34 Дагестана) КТНД Основы Основы духовно-нрав духовно-нравстве ственной нной культуры культуры народов России народов России Технология Технология Итого Максимально допустимая недельная нагрузка - - - 0,5/17 0,5/17 1/34 1/34 - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 - 10/340 10/34 0 32/ 33/ 1088 1122 9/306 7/238 35/ 1190 36/ 1224 - 3/102 9,5/32 3 36/ 1224 45,5/154 7 172/ 5848 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: В 5 классе выделено 10 часов из них -3 часа на русский язык, 2 часа на русскую литературу, 1 час на английский язык, 1 час на родной язык, 1 час на технологию, 1 час на обществознание, 1 час на ОДНКР. В 6 классе выделено 10 часов из них -4 часа на русский язык, 2 часа на русскую литературу, 1 час на родной язык, 1 час на английский язык, 1 час на биологию, 1 час на технологию. В 7 классе 9 часов из них 3 часа на русский язык, 1 час на русскую литературу, 1 час на математику, 1 час на родной язык, 1 час на английский язык,1 час на физику.1 час на технологию. В 8 классе выделено 7 часов из них 2 час на русский язык, 1 часа на русскую литературу, 1 час на родной язык, 1 час на английский язык, 1 час на математику, 0,5 часов на историю Дагестана, 0,5 на КТНД. 9 классе выделено 9,5 часов из них 1 час на русский язык, 2 часа на русскую литературу, 1 час на физику,1 час на родной язык, 1 час на английский язык, 2 часа на математику, 0,5 часов на географию Дагестана, 0,5 часов не историю Дагестана, 0,5 часов на КТНД. Распределение часов внеурочной деятельности: № 1 2 3 4 5 6 Итого: Наименование «Мой Дагестан» «Занимательная математика» «Решу ВПР» «Загадочный английский» «История в вопросах» «Сдам ОГЭ на 5» 5 кл 2 6кл 7 кл 8 кл 9 кл 4 4 2 2 2 4 4 4 4 4 4. Среднее общее образование (СОО) 12 Примерный учебный план для X-XI классов на основе ФГОС СОО, ФКГОС и ФБУП-2004 реализует модели универсального (непрофильного) обучения предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования. Программа ФГОС СОО (10 класс) содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива гимназии. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования): Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы среднего общего образования. ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровне среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными актами общеобразовательной организации; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). Общими для включения во все учебные планы являются обязательные учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые) проект(ы). Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем общеобразовательной организации. Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История», «География», «Экономика», «Право», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» изучаются на базовом уровне. В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий (в том числе и дистанционная), формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми общеобразовательной организацией. Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий. Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел. БУП-2004 Общеобразовательные организации, реализующие БУП-2004 в 11 классах, формируют учебный план на основе примерного учебного плана для 11 классов (приводится ниже). 14 Принципы построения примерного недельного учебного плана для 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента. Это означает, что учебные предметы могут быть представлены в учебном плане общеобразовательной организации и (или) выбраны для изучения обучающимися на базовом или на профильном уровне. Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». Примерный учебный план устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся Региональным компонентом учебного плана является определение времени на изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и «дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации. Часы компонента образовательной организации при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования использоваться, для: - увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального компонента; - преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; Примерный учебный план на уровне среднего общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования на 2021-2022 учебный год МКОУ «Новокаринская СОШ им. Г.Г. Гаджиева» Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественные науки Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык Родная литература Английский язык История или Россия в Количество часов в неделю Х класс ХI класс 1/34 3/102 1/34 1/34 3/102 2/68 1/34 3/102 1/34 1/34 3/102 2/68 Всего 2/68 6/204 2/68 2/68 6/204 4/136 мире Обществознание Математика 2/68 4/136 2/68 4/136 4/136 8/272 Математика и информатика Естественные науки Астрономия 1/34 1/34 Физическая Физическая культура 3/102 3/102 6/204 культура, экология и Основы безопасности 1/34 1/34 2/68 основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Экология 1/34 1/34 Итого 22/748 22/748 44/1496 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Индивидуальный проект 1/34 1/34 2/68 Общественные науки География 2/68 1/34 3/102 Экономика 1/34 1/34 Математика и Информатика 1/34 1/34 168 информатика Естественные науки Физика 2/68 2/68 4/136 Химия 1/34 1/34 2/68 Биология 1/34 1/34 1/34 Иностранные языки Второй иностранный язык * Предметы и курсы по выбору Русский язык 2/68 2/68 4/136 Математика 1/34 1/34 2/68 Биология 1/34 1/34 2/68 Химия 1/34 1/34 2/68 Физика История 1/34 1/34 2/68 Обществознание 1/34 1/34 1/34 Итого 15/510 15/510 30/1020 Максимальная нагрузка 6-дневной недели 37/1258 37/1258 74/2516 Из часть формируемой участниками образовательных отношений часы выделены: В 10 классе 15 часов - русский язык 2ч, Математика 1 час, биология 2 часа, химия-2 часа, история-1 час, обществознание 1час, инд/проект 1 час, география 2 часа, информатика 1час, физика 2 часа. В 11 классе 15 часов - русский язык 2ч, Математика 1 час, биология 2 часа, химия-2 часа, история-1 час, обществознание 1час, инд/проект 1 час, география 1 час, экономика 1 час информатика 1час, физика 2 часа. Распределение часов внеурочной деятельности: № Наименование 1 «Наследственность законы» 10 класс 11 класс и 2 16 2 «Сдам ЕГЭ на 5» Итого: 2 2 2 Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История». Изучение учебного предмета «История» в XI классе 2021/2022 учебного года осуществляется по линейной модели исторического образования (1914-1945 годы). Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» (4 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. Реализуется учебный предмет «Математика» в XI классе учебными предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с образовательной программой. Изучение естественнонаучных предметов в XI классе обеспечено изучение отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по 2 часа в неделю (всего 68 часов каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в неделю (всего 68 часов). Вышеуказанные предметы увеличены по 1 часу за счет школьного компонента. Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35 часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения. При выборе модели универсального (непрофильного) обучения рекомендовано изучение учебных предметов «География», «индивидуальный проект», «Технология». Учебные планы для образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, должны быть основаны на требованиях ФБУП-2004. Вариативная часть учебных планов (11 класс) формируется образовательными организациями самостоятельно. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов на изучение обязательных учебных предметов запрещено. Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.