1.1. Заместитель директора по учебной работе составляется общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой. 1.2. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 1.3. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 2. Принципы работы с одарёнными детьми - Принцип опережающего обучения. - Принцип комфортности в любой деятельности. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. - Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. - Принцип развивающего обучения. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. - Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 3. Участники реализации работы с одаренными обучающимися Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются: - Администрация школы (директор, заместители); - Рабочая группа, состоящая из учителей, имеющих квалификационные категории, создаваемая сроком на 1 год; - Руководители школьных методических объединений; - Учителя – предметники; - Классные руководители; - Руководители кружков и секций; - Родители одаренных обучающихся; - Педагог – психолог; - Одаренные обучающиеся. 4. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися Формы Предметные олимпиады Общешкольная конференция Предметные недели Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. Внутришкольный контроль. Творческие отчёты кружков и спортивных секций. Тематические конкурсы, выставки. Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы Периодичность 1 раз в год 1 раз в год По годовому плану Методический день По годовому плану 1 раз в год По годовому плану По годовому плану 5. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися 5.1. Функции директора: - Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. - Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах. 5.2.Функции заместителя директора по УВР : - Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. - Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. - Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. - Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. - Сбор банка данных по одарённым детям. 5.3.Функции рабочей группы: - Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. - Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. - Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. - Определение критериев эффективности работы. 5.4.Функции руководителей ШМО: - Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. - Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. 5.5. Функции учителей – предметников: - Выявление одарённых детей по своим предметам. - Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. - Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. - Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. - Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. 5.6.Функции классных руководителей: - Выявление детей с общей одарённостью. - Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. 5.7. Функции психолога: - Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); - Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися; - Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся; - Работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях, обучающие семинары); - Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа); - Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Программа работы с одаренными обучающимися «Формула успеха» Пояснительная записка В последние годы в школе остро обозначилась проблема обучения и развития одаренных детей, так как в связи со сложной демографической обстановкой в селе в классе сегодня большинство детей со «средними», а зачастую и вовсе «слабыми» способностями. Педагог, ориентируясь на «среднего» ученика, зачастую упускает возможность развития интеллектуально - творческого потенциала одаренных детей. Результат такого положения дел в школе – снижение мотивации способных и одаренных учащихся, снижение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах, особенно предметных. В школе создана творческая инициативная группа педагогов по изучению проблемы создания системы работы в школе с одаренными учащимися. В результате педагоги познакомились с «рабочей концепцией одаренности» программы «Дети России», видами одаренности; разработана программа выявления одаренных детей; созданы индивидуальные карты развития одаренных учащихся; вопросы по изучению данной проблемы рассматриваются на методических совещаниях и педагогических советах; осуществлен анализ условий образовательной среды школы на предмет степени их оптимальности для полноценного развития одаренных учащихся, который показал следующее: 1. Образовательная среда школы включает в себя 3 составляющие: обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование. 2. На уроках педагогами активно используется технология индивидуализированного обучения, которая позволяет организовать работу по уровням: от простого к сложному. 3. С 1 по 9 класс используется образовательная программа «Школа 2100». 4. Педагоги ознакомлены с приемами работы с одаренными учащимися: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация». 5. Есть единичные попытки создания индивидуальных учебных программ по предметам для обучения одаренных учащихся. 6. Во внеучебной деятельности используются такие формы работы как: дистанционное обучение, элективные курсы по различным предметам, внеурочные занятия, социальные практики. 7. Дополнительное образование в школе представлено кружками и спортивными секциями по интересам: художественно-эстетического цикла, спортивно-оздоровительного цикла, краеведческого цикла, интеллектуального цикла. 8. Школа использует в работе здоровье – сберегающие технологии. 9. В школе имеется компьютерный класс и мобильный класс (ноутбуки), действует локальная сеть с выходом в интернет, в специализированных классах – мини – лаборатории. Однако основная роль в интеграции всех условий среды, направленных на качество образования одаренных учащихся, принадлежит педагогу, который должен стать куратором индивидуальных маршрутов развития одаренных детей. Таким образом, назрела необходимость проектирования системы работы с одаренными детьми, которая органично вписалась бы в образовательную среду школы, максимально используя имеющиеся условия. Цель программы: систематизация работы школы с одаренными детьми через создание и внедрение в работу индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся. Задачи: Создать творческую инициативную группу педагогов для разработки индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся. Разработать и внедрить в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся. Познакомить педагогический коллектив с методами самодиагностики индивидуально-личностных особенностей педагога, готовых работать с одаренными учащимися. Организовать Консультации для родителей одаренных детей, составить памятки для родителей по поддержке и развитию одаренности в своих детях; Разработать мониторинг качества работы школы с одаренными учащимися. Сроки реализации программы Сроки реализации программы работы с одаренными учащимися «Формула успеха» - 2020 – 2023 гг. 2020 – 2021 гг. – подготовительный этап 2021 – 2022 гг. – основной этап 2022-2023 г. - оценочный этап Содержание работы на этапах Для достижения цели программы: На подготовительном этапе будет создана инициативная творческая группа из педагогов, имеющих опыт работы с одаренными учащимися. Данная творческая группа, опираясь на анализ условий образовательной среды школы, разработает индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся на основе имеющихся характеристик учащихся и результатов психолого-педагогической диагностики одаренности, а так же инструментарий для оценки результативности данного вида деятельности. С маршрутами будут ознакомлены классные руководители – кураторы маршрутов, а так же родители учащихся, будут внесены коррективы. Педагоги составят индивидуальные образовательные программы для работы с одаренными учащимися, программы элективных курсов, кружков, спортивных секций. Каждый педагог составит собственное индивидуальное расписание для работы с одаренными учащимися в целях оптимального использования учебного и внеучебного времени и избежания нежелательных совпадений, накладок. На основном этапе будет вестись работа по индивидуальным маршрутам учащихся, будут организованы консультации и занятия Родительского университета для родителей одаренных учащихся, разработаны памятки для родителей. Организация психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися, поможет своевременной коррекции работы, избеганию рисков. Проведение педагогического Совета по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей» позволит оптимально запланировать работу на следующий учебный год. Так же педагоги посредством открытых уроков и занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций поделятся первым опытом работы с одаренными учащимися по индивидуальным образовательным программам. На оценочном этапе будет проведен количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам, проведено анкетирование родителей и педагогов, принявших участие в данной работе на предмет результативности, повышения качества образования. Результаты проекта будут рассмотрены на итоговом педагогическом совете, отражены в публичном докладе руководителя. Предполагаемые риски и пути их избегания 1. Перегрузка педагогов или учащихся. Выход - в плане указывать конкретные даты, дни недели; своевременно составить индивидуальное расписание педагога, согласовать работу с родителями. 2. Непонимание со стороны родителей одаренных учащихся. Выход – убеждение, включение данного вопроса в договора о сотрудничестве. 3. Неготовность некоторых педагогов к работе с одаренными учащимися. Выход – организация взаимопомощи, системы консультирования, по необходимости – прохождение курсов, в том числе дистанционных, рекомендации по самообразованию. Подготовител Этапы работы ьный этап План – график реализации программы Ключевые мероприятия Создание инициативной творческой группы педагогов Систематизация диагностического комплекса технологий и методик по выявлению одаренных детей Сроки Документы, подтверждающие выполнение работ Отв-ые Приказ директора школы Директор Методическая копилка Психолог Разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся Разработка Положения о работе с одаренными учащимися Разработка, согласование и утверждение индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися, программ элективных курсов, кружков, спортивных секций Организация консультаций с родителями и педагогами, внесение коррективов в индивидуальные маршруты Составление и утверждение расписания внеурочной деятельности и индивидуальных занятий Работа по индивидуальным маршрутам учащихся База данных индивидуальных маршрутов Положение, утвержденное директором Приказ директора школы Зам. директора по УВР Дополнительные соглашения к договорам Зам. дир. по УВР, психолог Расписание Зам. дир. по УВР Аналитические справки Зам. директора по УВР, Зам. директора по УВР, психолог Зам. директора по ВР, психолог Зам. директора по УВР. Психолог Постоянно Протокола Организация занятий Родительского университета По отдельному плану Протокола занятий Основной этап Основной этап Организация консультаций для родителей одаренных учащихся Разработка памяток для родителей одаренных учащихся Методическая копилка школы Организация психологопедагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися Педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей» Постоянно Организация открытых уроков, занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций Постоянно Журнал регистрации консультаций Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Протокол педсовета Зам. директора по УВР Листы посещения уроков, занятий Зам. директора по УВР. Оценочный этап Укрепление материальнотехнической базы учебных кабинетов Систематизация образовательных технологий по работе с одаренными учащимися Обеспечение участия школьников в окружных, городских, региональных, российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях Оформление и пополнение стендов «Гордость школы», «Звездочки школы» Пополнение банка данных одаренных детей в школе Количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам Организация праздника «День школьника» Анкетирование родителей и педагогов Итоговый педагогический совет Включение результатов работы по проекту в публичный доклад, размещение на сайте школы Постоянно Паспорта кабинетов Директор Постоянно Методическая копилка кабинетов Зам.директо ра по УВР Постоянно Аналитические справки Зам.директо ра по ВР, УВР Постоянно Стенды Зам.директо ра по ВР Постоянно База данных одаренных учащихся Анализ Зам. директора по УВР Праздник Зам. директора по УВР, ВР Аналитическая справка Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Директор школы. Протокол Публичный доклад Зам. директора по УВР. Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного учащегося Ф.И.О. учащегося __________________________________________________ Класс_______________ Вид (ы) одаренности________________________________ 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока) Исследовательская деятельность (указание темы работы) Элективные курсы (названия курсов) Социальная практика (название) Дистанционное обучение (название курса) Обучение в заочной школе (название школы) Подготовка к конкурсам (названия конкурсов) Участие в различных конкурсах, олимпиадах Дополнительное образование (кружки, секции) Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного учащегося ________________________________________________ «План индивидуальной работы на … учебный год» Направление … Сроки, периодичность … Ответственный педагог … Результат … Ожидаемые результаты реализации программы Разработаны и внедрены в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся (не менее 10-ти); Организованы Консультации для родителей одаренных детей, проведены 4 занятия Родительского университета; Создана творческая группа педагогов (Координационный Центр), работающих с одаренными учащимися; Организовано психолого-педагогическое сопровождение учителей, работающих с одаренными учащимися, Проведен педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей»; Выстроен мониторинг одаренности учащихся в школе. Критерии оценки результатов реализации программы Для определения результативности реализации программы выделены следующие количественные критерии: Критерии Инструментарий Создание не менее 10-ти индивидуальных маршрутов База данных развития одаренных учащихся (с приложениями) индивидуальных маршрутов Увеличение количества учащихся - победителей База данных одаренных предметных и иных конкурсов, в том числе конкурса детей школы исследовательских работ, предметных олимпиад, проектов Увеличение числа учащихся, посещающих Сертификаты элективные курсы, проходящих дистанционное обучение, обучающихся в заочных школах, социальных практик Увеличение количества педагогов, разработавших Утвержденные рабочие индивидуальные учебные программы по своему программы педагогов предмету для обучения одаренных учащихся, рабочих программ элективных курсов, социальных практик, кружков Минимум 10 родителей обучены приемам Протокола Родительского сопровождения одаренности своих детей университета Увеличение числа открытых уроков, занятий Карта активности педагога элективных курсов по теме проекта Рост числа педагогов, активно использующих в Анализ уроков, занятий педагогической деятельности индивидуальные учебные программы по своему предмету, рабочие программы элективных курсов, социальных практик, кружков Качественные критерии Критерии Инструментарий Повышение уровня мотивации педагогов к Методика И.Л. Соломина работе с одаренными учащимися «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» Повышение уровня мотивации одаренных Шкала Дж. Рензулли учащихся Использование педагогами в работе основных Анализ уроков подходов к разработке учебных программ для обучения одаренных учащихся: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация Использование родителями одаренных учащихся Анкетирование родителей рекомендаций педагогов по поддержке и развитию одаренности в своих детях Распространение результатов реализации программы Результаты работы планируется представить на семинарах и конференциях различного уровня. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)