Данный вид деятельности направлен на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного учащегося. Важное место занимает подготовка учащихся к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности. 2. Правила организации профилактики суицида среди учащихся: В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо проведение комплекса организационно-педагогических мер, обеспечивающего реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании, который включает в себя: - неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт; знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующиеприемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии; - выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы; -осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи обучающимся; - не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся; -рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенногосуицидального риска; - усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам; - при необходимости проводить консультации обучающегося с педагогом-психологом. -формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; - повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки обучающегося к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей. 3. Уровни профилактики суицида в образовательной среде 3.1. Первый уровень – общая профилактика, целью которой является повышение групповой сплоченности в школе (классе). Мероприятия: 1) Создание общешкольной программы психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы учащиеся чувствовали заботу, уют, любовь. 2) Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Задачи педагогического коллектива на данном этапе: - изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; - создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся, индивидуального маршрута); - привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов обучающихся; - формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей; - привитие существующих в обществе социальных норм поведения, -формирование у подростка милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 3.2. Второй уровень – первичная профилактика, целью которой является выделение групп суицидального риска; сопровождение обучающихся и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия: 1) Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих. 2) Индивидуальные и групповые занятия с учащимися «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности. 3) Классные часы, круглые столы, беседы , лекции. Задачи педагогического коллектива на данном этапе: - выявление учащихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите; - работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние; - оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности учащегося, снятие стрессового состояния; - изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями; - повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации; -включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий. Задачи педагогического коллектива на данном этапе: - оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (учащиеся, персонал школы); - сотрудничество с другими организациями. Ожидаемые результаты: Организованная таким образом работа позволит: -осуществлять социальную и психологическую защиту учащихся; - снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток; - организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде; -продуманно планировать готовность действий в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса . 4. Алгоритм действий в случае совершения суицида (попытки суицида) 1. Оказание первой медицинской помощи. 2. Сообщение о случившемся родителям (законным представителям). 3. Предоставление сведений об учащемся, совершившем попытку суицида (завершенный суицид) в течение дня в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации 4. Проведение внутришкольного расследования, выяснения обстоятельств произошедшего случая. 5. Подготовка в двухдневный срок пакета документов, копии которых передаются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации : объяснительные, акты по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида); 2) характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы классного руководителя с семьей; 3) акт жилищно-бытовых условий; 4) характеристика на учащегося (подробная, психологический статус пишет психолог); 5) выписка по результатам психологической работы с группой за последний год (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии материалов исследования); 6) выписка по результатам воспитательной работы с группой (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии планов, протоколов и т.д.); 9) протоколы Советов профилактики правонарушений и др. документы, где отражена работа с данным обучающимся. 6. Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической программы (индивидуального маршрута) внутри школы с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей участников. 7. Консультация у врача-психиатра, юридическая консультация по вопросам создавшейся ситуации. 8. Анализ результатов проделанной работы, определение положительных и отрицательных моментов, внесение корректив в работу для повышения эффективности. Прилагать индивидуальный маршрут к обязательной отчетности с указанием результатов. В том случае, если попытка совершена вне школы, но педагогические работники владеют данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первые два пункта. Далее работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами. Вся работа проводится социально-психологической службой школы с соблюдением конфиденциальности информации, так как особенностью подросткового суицида является механизм «заражения». 5. Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного процесса 5.1. В области профилактики суицида: В школе организацией системы профилактики суицидального поведения учащихся занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят: методист по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители. В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, преподаватели-предметники, педагоги дополнительного образования члены совета профилактики правонарушений и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций. Деятельность в области профилактики суицида регулируется Планом работы школы по профилактике суицида, ежегодно утверждаемым директором школы и составленным на основе нормативных документов вышестоящих организаций. 5.2. Функции членов образовательного процесса в профилактической работе: 1) Администрация школы: - создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической службы; - обеспечивает общий позитивный настрой в школе, разнообразит образовательную среду; -поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе школы спокойный, доброжелательный тон; - формирует позитивную корпоративную культуру; -следит за соблюдением правил педагогической этики в учебно-воспитательном процессе, принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики. - осуществляет планирование и контроль деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей и педагогов дополнительного образования, в том числе в области профилактики суицида; - координирует работу по созданию необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий жизнеутверждающей направленности; -осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками. 2) Классные руководители: проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности с учетом особенностей класса; - способствует формированию общей культуры личности обучающихся и их социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей направленности; -осуществляет индивидуальную работу с родителями (законными представителями). 3). Социальный педагог: -совместно с классными руководителями посещает учащихся по месту жительства; выявляет категории учащихся группы повышенного риска (малообеспеченные, неблагополучные семьи, обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию); -организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по поддержке семьи и детства; - консультирует по вопросам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса, оказанию помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - оказывает учащимся социальную поддержку с помощью семьи, педагогического коллектива, друзей и т.д. 4). Педагог-психолог: а) по отношению к учащемуся: - проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью специализированных методик; - проводит работу по снятию негативных эмоций; - помогает разобраться в чувствах и отношениях обучающегося с окружающими, стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других» (референтных лиц и групп); -обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее восприятия и оказания; - при необходимости включает обучающегося в группу социально-психологического тренинга; - организует психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии. б) по отношению к педагогам и родителям (законным представителям): - информирует их о сущности суицида, особенностях суицидального поведения и предсуицидального синдрома, их проявлениях; - помогает овладеть мерами по профилактике и коррекции суицидального поведения; - стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения, продуктивного межличностного взаимодействия; - способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических установок; удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. 5) Медицинский работник: - выделяет обучающихся, требующих внимания педагогов, родителей, учащихся по состоянию здоровья. 6) Обучающиеся: - обращаются за помощью к родителям, педагогам, классному руководителю, педагогупсихологу в неблагоприятных жизненных ситуациях. 7) Родители (законные представители): - проводят профилактику депрессивных состояний у подростка; -наблюдают за развитием подростка; -создают условия для комфортного проживания; -обеспечивают атмосферу доверительного общения с подростком, использование конструктивных способов общения в конфликтных и трудных жизненных ситуациях; -организуют и контролируют соблюдение подростком режима дня; - при необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам. 6. Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения среди обучающихся 6.1. Со стороны администрации школы: - удовлетворенность и качество педагогической деятельности классных руководителей, их включенность в жизнь каждого обучающегося; - удовлетворенность в качестве педагогической деятельности преподавателей предметников, их стиль, включенность в предметную деятельность каждого обучающегося, характер оценочной деятельности; - контроль за всеми формами организованной преступности в школе (наркотики, вымогательства, издевательства, бойкоты и др.); - морально-психологический климат в педагогическом коллективе (отношение к преподавателям проецируется на отношение к учащемуся, безразличие к педагогу рождает безразличие к учащемуся), атмосфера взаимопомощи, поддержки, культура педагогического труда, атмосфера включенности педагогов в жизнь учащегося; внутренняя открытая образовательно-воспитательная среда школы (работающие спортзалы, библиотеки, кружки и т.д.) 6.2. Со стороны педагога-психолога: - психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью: доверие и любовь (в зону риска попадают учащиеся, утратившие, прежде всего, искреннюю любовь матери); -психологическое благополучие в отношениях с классным руководителем и другими педагогами, ведущими занятия (доверие и педагогический такт, в зону риска могут попасть обучающиеся, находящиеся у всех педагогов в «изгоях»); - уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и переживание учащимся своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и хронически успешные учащиеся); -характер отношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их направленность и др. (в зону риска попадают хронические и временные «изгои», потерявшие контакты и поддержку со стороны сверстников); - особенности личности и специфика эмоционального реагирования учащегося на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональные состояния, готовность к принятию помощи, депрессивность и др. 6.3. Со стороны классного руководителя: - уровень доверия и уважение учащихся к классному руководителю, -уровень готовности к доверительным отношениям; -структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благополучие в семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание учащегося, переживание учащимся своего материального благополучия илинеблагополучия; -анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности, доверительность отношений, характер переживаний родителями успешности или неуспешности ребенка в учебной деятельности; - морально-психологический климат в учебном коллективе, лидеры и их направленность, изгои и их морально-психологические состояния, референтные группы и их направленность; -уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и отношение обучающегося к ней, контроль за «взлетами» и «падениями», причины и отношение обучающегося к неудачам. 6.4. Со стороны родителей: - контроль морально-психологического состояния, уравновешенности, прогноз качества расходования денежных средств, осторожность в получении необоснованных кредитов, поддержание ресурсности; - характер отношения к подростку (ребенок – «цель» или «средство»); -характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения; - контроль морально-психологического состояния у подростков, их переживания, интимные мысли, уровень доверительности; - характер потребностного воспитания, отношение к потребностям, вещам, отношение к деньгам, переживание фрустрации в удовлетворении потребностей, влияние референтной группы на отношение к вещам; - случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома; -референтная группа подростка, возможная включенность в асоциальные группировки, характер влияния Интернета, возможные бойкоты, подверженность вымогательству, физическому насилию и моральному унижению. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)