положение об организации работы по профилактике суицида среди учащихся

Данный вид деятельности направлен на выработку и укрепление уверенности в себе,
собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в
трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при
коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для
конкретного учащегося. Важное место занимает подготовка учащихся к новым обстоятельствам,
снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и
условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение
возможных трудностей через все основные направления деятельности.
2. Правила организации профилактики суицида среди учащихся:
В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо проведение
комплекса организационно-педагогических мер, обеспечивающего реализацию принципов
гуманизации в воспитании и образовании, который включает в себя:
- неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующиеприемы
индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
- выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в
целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной
работы;
-осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска,
с использованием различных приемов, в том числе с оказанием консультативной помощи
родителям и психолого-педагогической помощи обучающимся;
- не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;
-рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенногосуицидального
риска;
- усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к
суицидогенным психологическим факторам;
- при необходимости проводить консультации обучающегося с педагогом-психологом.
-формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл
жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных
ситуациях;
- повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки обучающегося к
сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к
преодолению ожидаемых трудностей.
3. Уровни профилактики суицида в образовательной среде
3.1. Первый уровень – общая профилактика, целью которой является повышение групповой
сплоченности в школе (классе).
Мероприятия:
1) Создание общешкольной программы психического здоровья, здоровой среды
в школе, так чтобы учащиеся чувствовали заботу, уют, любовь.
2) Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели
взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом
состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных
групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление
плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся, индивидуального
маршрута);
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений для
оказания помощи и защиты, законных прав и интересов обучающихся;
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей;

- привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
-формирование у подростка милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
3.2. Второй уровень – первичная профилактика, целью которой является выделение групп
суицидального риска; сопровождение обучающихся и семей группы риска с целью
предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
1) Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока
диагностического инструментария с применением вариативных составляющих.
2) Индивидуальные и групповые занятия с учащимися «группы риска», оказание
социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной
личности.
3) Классные часы, круглые столы, беседы , лекции.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- выявление учащихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние;
- оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности учащегося, снятие
стрессового состояния;
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с
педагогами и родителями;
- повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках
возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
-включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных
возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по
профилактике суицидального поведения учащихся)
в общий план действий.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев
происшествия (учащиеся, персонал школы);
- сотрудничество с другими организациями.
Ожидаемые результаты:
Организованная таким образом работа позволит:
-осуществлять социальную и психологическую защиту учащихся;
- снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных
попыток;
- организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;
-продуманно планировать готовность действий в острых кризисных ситуациях, периодах
преодоления последствий кризиса .
4. Алгоритм действий в случае совершения суицида (попытки суицида)
1. Оказание первой медицинской помощи.
2. Сообщение о случившемся родителям (законным представителям).
3. Предоставление сведений об учащемся, совершившем попытку суицида (завершенный
суицид) в течение дня в комиссию по делам
несовершеннолетних и
защите их прав администрации
4. Проведение внутришкольного расследования, выяснения обстоятельств произошедшего
случая.
5. Подготовка в двухдневный срок пакета документов, копии которых передаются в
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации : объяснительные, акты
по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида);
2) характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы классного руководителя с
семьей;

3) акт жилищно-бытовых условий;
4) характеристика на учащегося (подробная, психологический статус пишет психолог);
5) выписка по результатам психологической работы с группой за последний год (указать
конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии материалов исследования);
6) выписка по результатам воспитательной работы с группой (указать конкретные
мероприятия, сроки проведения, приложить копии планов, протоколов
и т.д.);
9) протоколы Советов профилактики правонарушений и др. документы, где отражена
работа с данным обучающимся.
6.
Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической
программы (индивидуального маршрута) внутри школы с учетом особенностей ситуации и
личностных особенностей участников.
7. Консультация у врача-психиатра, юридическая консультация по вопросам создавшейся
ситуации.
8. Анализ результатов проделанной работы, определение положительных и отрицательных
моментов, внесение корректив в работу для повышения эффективности. Прилагать
индивидуальный маршрут к обязательной отчетности с указанием результатов.
В том случае, если попытка совершена вне школы, но педагогические работники владеют
данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первые два пункта. Далее
работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами.
Вся работа проводится социально-психологической службой школы с соблюдением
конфиденциальности информации, так как особенностью подросткового суицида является
механизм «заражения».
5. Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного
процесса
5.1. В области профилактики суицида:
В школе организацией системы профилактики суицидального поведения учащихся
занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят: методист по
воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.
В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке
включаются классные руководители, преподаватели-предметники, педагоги дополнительного
образования члены совета профилактики
правонарушений и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных
компетенций.
Деятельность в области профилактики суицида регулируется Планом работы школы по
профилактике суицида, ежегодно утверждаемым директором школы и составленным на основе
нормативных документов вышестоящих организаций.
5.2. Функции членов образовательного процесса в профилактической работе:
1) Администрация школы:
- создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической
службы;
- обеспечивает общий позитивный настрой в школе, разнообразит образовательную среду;
-поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе школы спокойный,
доброжелательный тон;
- формирует позитивную корпоративную культуру;
-следит за соблюдением правил педагогической этики в учебно-воспитательном процессе,
принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики.
- осуществляет планирование и контроль деятельности педагога-психолога, социального
педагога, классных руководителей и педагогов дополнительного образования, в том числе в
области профилактики суицида;
- координирует работу по созданию необходимой методической документации по
воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий
жизнеутверждающей направленности;

-осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения
воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками.
2) Классные руководители:
проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности с
учетом особенностей класса;
- способствует формированию общей культуры личности обучающихся и их
социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей
направленности;
-осуществляет индивидуальную работу с родителями (законными представителями).
3). Социальный педагог:
-совместно с классными руководителями посещает учащихся по месту жительства;
выявляет категории учащихся группы повышенного риска (малообеспеченные,
неблагополучные семьи, обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
-организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по
поддержке семьи и детства;
- консультирует по вопросам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса,
оказанию помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оказывает учащимся социальную поддержку с помощью семьи, педагогического
коллектива, друзей и т.д.
4). Педагог-психолог:
а) по отношению к учащемуся:
- проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью
специализированных методик;
- проводит работу по снятию негативных эмоций;
- помогает разобраться в чувствах и отношениях обучающегося с окружающими,
стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других» (референтных лиц и
групп);
-обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее
восприятия и оказания;
- при необходимости включает обучающегося в группу социально-психологического
тренинга;
- организует психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию
адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии
избегания на активные жизненные стратегии.
б) по отношению к педагогам и родителям (законным представителям):
- информирует их о сущности суицида, особенностях суицидального поведения
и предсуицидального синдрома, их проявлениях;
- помогает овладеть мерами по профилактике и коррекции суицидального поведения;
- стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения,
продуктивного межличностного взаимодействия;
- способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических
установок;
удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие в ходе
учебно-воспитательного процесса.
5) Медицинский работник:
- выделяет обучающихся, требующих внимания педагогов, родителей, учащихся по
состоянию здоровья.
6) Обучающиеся:
- обращаются за помощью к родителям, педагогам, классному руководителю, педагогупсихологу в неблагоприятных жизненных ситуациях.
7) Родители (законные представители):
- проводят профилактику депрессивных состояний у подростка;
-наблюдают за развитием подростка;

-создают условия для комфортного проживания;
-обеспечивают атмосферу доверительного общения с подростком, использование
конструктивных способов общения в конфликтных и трудных жизненных ситуациях;
-организуют и контролируют соблюдение подростком режима дня;
- при необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам.
6. Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике
суицидального поведения среди обучающихся
6.1. Со стороны администрации школы:
- удовлетворенность и качество педагогической деятельности классных руководителей, их
включенность в жизнь каждого обучающегося;
- удовлетворенность в качестве педагогической деятельности преподавателей предметников, их стиль, включенность в предметную деятельность каждого обучающегося,
характер оценочной деятельности;
- контроль за всеми формами организованной преступности в школе (наркотики,
вымогательства, издевательства, бойкоты и др.);
- морально-психологический климат в педагогическом коллективе (отношение
к преподавателям проецируется на отношение к учащемуся, безразличие к педагогу рождает
безразличие к учащемуся), атмосфера взаимопомощи, поддержки, культура педагогического
труда, атмосфера включенности педагогов в жизнь учащегося;
внутренняя открытая образовательно-воспитательная среда школы (работающие
спортзалы, библиотеки, кружки и т.д.)
6.2. Со стороны педагога-психолога:
- психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью:
доверие и любовь (в зону риска попадают учащиеся, утратившие, прежде всего, искреннюю
любовь матери);
-психологическое благополучие в отношениях с классным руководителем и другими
педагогами, ведущими занятия (доверие и педагогический такт, в зону риска могут попасть
обучающиеся, находящиеся у всех педагогов в «изгоях»);
- уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и переживание учащимся
своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и
хронически успешные учащиеся);
-характер отношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их
направленность и др. (в зону риска попадают хронические и временные «изгои», потерявшие
контакты и поддержку со стороны сверстников);
- особенности личности и специфика эмоционального реагирования учащегося
на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональные состояния,
готовность к принятию помощи, депрессивность и др.
6.3. Со стороны классного руководителя:
- уровень доверия и уважение учащихся к классному руководителю,
-уровень готовности к доверительным отношениям;
-структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благополучие в
семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание учащегося, переживание учащимся
своего материального благополучия илинеблагополучия;
-анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности,
доверительность отношений, характер переживаний родителями успешности или неуспешности
ребенка в учебной деятельности;

- морально-психологический климат в учебном коллективе, лидеры и их направленность,
изгои и их морально-психологические состояния, референтные группы и их направленность;
-уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и отношение обучающегося к
ней, контроль за «взлетами» и «падениями», причины и отношение обучающегося к неудачам.
6.4. Со стороны родителей:
- контроль морально-психологического состояния, уравновешенности, прогноз качества
расходования денежных средств, осторожность в получении необоснованных кредитов,
поддержание ресурсности;
- характер отношения к подростку (ребенок – «цель» или «средство»);
-характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения;
- контроль морально-психологического состояния у подростков, их переживания,
интимные мысли, уровень доверительности;
- характер потребностного воспитания, отношение к потребностям, вещам, отношение к
деньгам, переживание фрустрации в удовлетворении потребностей, влияние референтной группы
на отношение к вещам;
- случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома;
-референтная группа подростка, возможная включенность в асоциальные группировки,
характер влияния Интернета, возможные бойкоты, подверженность вымогательству, физическому
насилию и моральному унижению.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-48-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».